Профессор Московского государственного психолого-педагогического университета

доктор социологических наук

Светлана Николаевна Майорова-Щеглова

 

 
line decor
  
line decor
 
 
 
 

 
 
 
Untitled Document

Подростки-бунт-что делать.

В выходные 18-19 декабря 2010 года в Москве и других городах России прошли выступления футбольных фанатов с националистическими лозунгами. Всего за участие в несанкционированных акциях задержано более 2 тыс. человек, большинство из которых — школьники старших классов. Политики связывают активность подростков с "бытовым нацизмом", а психологи уверены, что молодыми людьми движет "обычное стадное чувство".

Подростки и юношество представляются часто той группой, на которую можно воздействовать с помощью моральных и институциональных усилий  учителей, милиции или даже армии. У многих есть желание объяснить это участие недостатками воспитания. Так ли это в действительности? Нам кажется, что принятие этой позиции может быть крайне вредным
Во-первых, пора перестать скрывать: подростки - самые опасные с точки зрения вовлечения в различные формы социальных патологий. И не потому что это, как объясняли прежде, кризисный период, проявляющийся через гормональные и вегетативные сдвиги, что ведет к утомлению, раздражению и агрессии. Молодежь идет сегодня на подобные сборища не под влиянием гормонов, а имеет благодаря новым технологиям возможность самоорганизации, и постоянного сравнения жизни разных слоев, усвоения технологий протестного поведения.
Во-вторых, эти дети сегодня полностью дезориентированы относительно своего социального положения, что также усиливает ситуативную тревожность. Родители, по их собственным заверениям, стараются привить молодому поколению ценности современного, модернистского плана: ответственность, самостоятельность и независимость, активность и целеустремленность. В обучающей среде молодежь эти установки проявить не может. Чтобы выделиться, обратить на себя внимание, прославиться или кому-то понравиться в своей среде или вне ее, выбирается путь демонстративно разрушительного, шокирующего публику поведения.
В–третьих, сработал особый феномен. Мессианский комплекс – понятие, введенное психологами для обозначения вида специфического поведения подростков. Они начинают приписывать себе важной роли в изменении мира и даже спасении человечества. И.С.Кон полагает, что этот комплекс включает в себя: а) недостаток историчности (<все, что происходило до нас, не имеет никакой ценности>), б) максимализм (<все или ничего>), в) негативизм (<все устроено плохо и его надо изменить>). Ранее ученые указывали, что этот комплекс проявляется индивидуально, но возможность транслировать свои идеи такого рода превращают его в групповую черту. Современные подростки посчитали, что от их позиции и выступлений зависит решение наиважнейших проблем жизни в стране.
Что делать?
Сосредоточиться на условиях, когда «соблазны девиантного поведения» не будут срабатывать. К сожалению, российская социология эти проблемы не изучает, сосредоточившись на собственно нарушителях, нам вновь придется воспользоваться данными из-за океана. Так Хирши (1985) выявил ситуации и факторы, которые удерживают людей от совершения негативных социальных действий.  Это:

  • Привязанность (прочные семейные, дружеские, соседские, родственные связи, любовь);
  • Уверенность в будущем, оптимистический настрой;
  • Включенность в законную деятельность (общественная работа, учеба, спорт, профессиональный труд). И лишь у небольшой группы срабатывают установки воспитания.

Что делать оперативно?

  • Не акцентировать внимание на межнациональных конфликтах, не нужно оперативных вечеров-встреч-праздников-демонстраций дружбы-интернационализма. Семейные мероприятия, соседские встречи, дворовые события, разные молодежные мероприятия вокруг тем дружбы и любви могут быть полезны в нынешней ситуации.
  • После этих событий нельзя много и подробно обсуждать их ход, неприятные эпизоды, неблаговидное поведение отдельных людей и групп. Нельзя добавлять негативизма и критицизма в настрой детей. Если ребята стремятся к обсуждению, сконцентрироваться на позитивных моментах: помощи друг другу в толпе, деловому профессиональному поведению медиков, охраны.
  • Детей пугают проблемы будущего профессионального обучения, трудоустройства, надо предложить им конкретные технологии ориентации в профессиональном мире, стратегии преодоления жизненных трудностей. «Позитив» должен быть главным словом любого общения с группами детей в ближайшее время.
  • По максимуму должны быть задействованы любые формы общественной работы и массового спорта. Наши актуальные исследования по Москве убедительно доказывают: участники детского (молодёжного) объединения имеют более активную жизненную позицию, а также оптимистичный и ответственный взгляд на решение общественных и личностных проблем. Мнение о том, что в школьные годы «надо помогать людям, и старшим, и младшим – всем, кто в этом нуждается» больше поддержали те респонденты, которые считают себя участниками молодежных организаций (61,2%) против 48,5% среди неорганизованной подростковой группы. Такая же ситуация прослеживается с утверждением «уже в школьные годы ребята должны участвовать в делах, полезных Родине». Среди участников молодежных объединений так считают – 44,5%, а среди остальных  – только 33,3%. Поэтому мы считаем, что финансовая, материальная и моральная поддержка традиционных (начиная от пионерской) и инновационных детских и молодежных организаций даст гораздо больше эффекта чем любые образовательные и воспитательные (через образование) проекты.
  • Нужно признать и семье, и обществу, что труд подростков не является злом, эксплуатацией и прочим негативом. Несмотря на главную функцию этого возраста – учение – подростки должны много трудиться: в школах, в городских учреждениях, на выезде в других регионах, в семейном бизнесе, на специализированных молодежных предприятиях. Это важный способ демонстрации своих сил и возможностей для молодых.