Всего студенты посетили 25 Управлений социальной защиты населения (УСЗН), 13 различных государственных учреждений для молодежи г. Москвы. Отчеты по итогам проведенных наблюдений и ролевых интервью были обобщены и проанализированы по трем основным параметрам.
Открытость информации, доступность ее получения. В 20 УСЗН (80%) информация о льготах, выплатах и помощи молодым семьям имелась в открытом доступе – на информационных стендах, в листовках, в брошюрах. Только в двух из 13 учреждений для молодежи (Государственное учреждение города Москвы по ведению социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства «Садовники», Центр социальной помощи семье и детям «Сокол») были такие стенды. Однако студенты отметили, что нередко информация располагается крайне неудобно, была напечатана мелким шрифтом.
Полнота информации, ее соответствие реальности. В 12 УСЗН (48%) при беседах специалисты дали полную информацию, еще в 3-х не смогли дать только конкретную информацию по молодой студенческой семье. Остальные специалисты УСЗН отказали предоставить полную информацию, мотивируя это тем, что для получения информации должны обращаться непосредственно молодые родители уже после рождения детей.
Доброжелательность, любезность работников. Основной вывод при обобщении данных: решение проблемы зависит в первую очередь от того, к какому специалисту попадешь и от особенностей его характера.
В 11 УСЗН (44%) студентов приняли очень любезно, доброжелательно, внимательно выслушали проблему, пытались не только дать информацию, но и проявить участие. Студенты отметили как хорошие УСЗН районов Алтуфьево, Крылатский, Щукино, Ярославский, Отрадное.
Студенты подробно описывали ситуации недоброжелательности работников, например, очень неприязненно принимали всех студентов-мужчин. В УСЗН района Орехово-Борисово работники на вопрос о льготах молодым семьям пошутили «Ваши льготы – работа и учеба!», района Дорогомилово также утверждали, что льготы вообще не положены.
Так, например, выглядят выводы студентов: «Представив себя на месте будущей матери одиночки, и опираясь на информацию, столь «любезно» мне предоставленную в ходе интервью, я ясно понимаю, что ни о каких детях не может идти и речи. Какие льготы может получить мать-одиночка, если даже социальный работник не может пойти на встречу в мелочи – ответить на вопрос». «Побывав в шкуре «интересующегося» человека, я не хочу снова в ней оказаться. Проходить через недовольство, хамство, безразличные лица, на которых написано, что ты здесь лишний и «занимаешь время», никто не захочет». «Но хотелось бы, чтобы молодые пары, которые решили подарить миру очередное дитя, встречали, как полагается, чтобы не возникало желания плюнуть на все и уйти, убежать от грустного будущего и никогда не заводить детей. А именно такое впечатление о будущем сложилось у меня».
Худшими, по мнению студентов, являлись УСЗН районов Басманный, Хорошевский, Коптево, Филевский, Орехово-Борисово, Бибирево, Тимирязевский
В учреждениях для молодежи студентов встречали очень приветливо и радушно, но практической помощи в получении информации не оказали. Общий вывод, сделанный студентами: учреждения хотя и называются социально-воспитательными, но занимаются исключительно досугом детей и подростков. Особенно странным показалось студентам, что им не смогли помочь в Московской службе психологической помощи населению, там описанную историю сложной жизненной ситуацией не посчитали. «...мне кажется странным, что муниципальное образование, которым является Служба, не знает, где возможно узнать о льготах, не знает самого элементарного - телефона Управы. Полагаю, что это говорит о плохой информированности районных служб о деятельности друг друга».
По итогам проведенных исследований студенты сделали выводы о значимости как оказания непосредственной практической социальной помощи, так и информирования молодежи: «А если семья, делающая выбор, оставлять ребенка или нет, не будет знать обо всех возможностях государственной помощи, то выбор, скорее всего, будет сделан в пользу второго варианта». «Мне кажется, такие организации должны не только предоставлять всю нужную информацию и помогать материально, но и вдохновлять молодые семьи».
(Краткие итоги исследования планируется направить в Правительство Москвы)